Главная картина выставки –
масштабное полотно «Письмо недругам России». Это произведение вбирает в
себя творчески переосмысленные великие реалистические традиции
отечественной исторической живописи. В памяти живо возникают прототипы и
образы замечательных картин И.Е.Репина и Ю.М. Непринцева, между временем
создания которых более полувека. Событие, которому посвящено полотно
Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», происходило в XVII
веке, а картина Непринцева «После боя», композиционно напоминающая
мизансцену Репина, отсылает нас ко времени Великой Отечественной войны.
Эта связь с истоками подчеркнута Нестеренко в композиционной структуре
картины, в тщательной, психологической, эмоциональной прорисовке
характеров и настроения действующих лиц, наконец, в самой образной
драматургии, концептуальной идее «Письма недругам России». Все жанровые
составляющие содержательной ткани произведения написаны в соответствии с
высокими законами классической, исторической живописи, вплоть до
детального воспроизведения военной атрибутики и особенностей ландшафта.
Герои картины Василия Нестеренко – наши современники, солдаты и офицеры
Российской армии, граждане России, сыны Отечества. Это люди верные
присяге, патриоты, дети разных народов нашей многонациональной Родины.
Яркость и многогранность портретных характеристик, выразительность поз и
движений придают произведению особую образную достоверность и
эмоциональную убедительность. Колористическая гамма, пластическая
выразительность и свето-воздушная среда создают впечатление
необыкновенного душевного подъема и веры в непреходящую силу и мужество
ратников России.
В картине немало деталей, подчеркивающих преемственность с великими
подвигами наших предков, так на поблескивающем металле ясно
прочитывается надпись – «По Игилу», напоминающая о героических страницах
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда на реактивных
снарядах «Катюш», готовых к последнему, решающему бою с фашизмом, было
начертано – «По Рейхстагу». Подобные штрихи являются важным дополнением,
входящим в философский контекст сюжетной фабулы картины, посвященной
нашим соотечественникам, с честью выполняющим свой патриотический и
интернациональный долг в борьбе с международным терроризмом на древней
земле Сирии.
 |
|
 |
|
 |
|
|
|
|
|
“Сирийская земля”.
“Древняя Пальмира”
Холст, масло, 260 х 180 см, 2017 г. |
|
“Сирийская земля”.
“Возвращение к жизни”
Холст, масло, 270 х 190 см, 2017 г. |
|
“Сирийская земля”.
“Новая Пальмира”
Холст, масло, 260 х 180 см, 2017 г. |
Исторические, батальные жанры от эпохи Возрождения и
до наших дней по праву являются наиболее сложными в истории
изобразительного искусства. В них органично воплощены высшие достижения
портретной, пейзажной живописи и натюрморта.
Выставка новых произведений Народного художника России, академика
Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко стала итогом
творческой поездки мастера в Сирийскую Арабскую республику. Благодаря
поддержке Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, руководства Группировки
Российских войск в Сирии Василию Нестеренко удалось встретиться со
многими российскими солдатами и офицерами, находившимися на переднем
крае борьбы с терроризмом. Художнику была предоставлена редкая
возможность проехать по Сирии. Помимо Джеблы и Латакии, расположенных
неподалеку от российской авиабазы Хмеймим, он увидел расстрелянный
американскими «томагавками» Шайрат, затерянный в пустыне Тиффор, некогда
цветущий, а теперь полностью разрушенный Тадмор, и, наконец, оказался на
исторической земле древней Пальмиры, в тот момент являвшейся самой
«горячей точкой» Сирии.
В результате были созданы представленные здесь масштабные,
сложнокомпозиционные картины – «Письмо недругам России», объединенные в
триптих «Сирийская земля» полотна – «Древняя Пальмира», «Возвращение к
жизни» и «Новая Пальмира». Наряду с ними экспонируются натурные акварели
и рисунки, созданные непосредственно на «линии огня». Незаурядное
творческое воображение, талант, опыт и мастерство позволили художнику
блестяще воплотить личные переживания и впечатления, в основе которых
конкретные, не придуманные ситуации и события, а также их участники и
свидетели, запечатленные с документальной точностью и остротой Василием
Нестеренко.
Главная доминанта выставки – это, безусловно, пятиметровое полотно
«Письмо недругам России». Столь же крупным по художественному замыслу и
значению является триптих, одним из названий которого могло бы быть –
«Бедствия войны». Пафос этого произведения мастера, несмотря на всю
событийную конкретность, ассоциативно шире того, что происходит в
многострадальной Сирии. Старая и новая Пальмира, далекое прошлое и
настоящее, оставленное человечеству бесценное наследие многовековой,
тысячелетней культуры и то, во что были превращены нынешними вандалами
артефакты древних цивилизаций. Невосполнимые потери, драматический рок,
невинные жертвы кровопролитий не сломили дух сирийского народа, на
помощь которому пришла Россия, вернувшая надежду на будущее. Именно в
этом заключен духовный смысл центральной картины триптиха «Возвращение к
жизни».
В этих произведениях, конечно, заметна прямая, непосредственная связь с
большим натурным материалом, с такими работами как «Курс – на Пальмиру»,
«Война совсем рядом», «Всюду жизнь», «Сирийский Сталинград», «Наши в
Тадморе». В представленных произведениях видна преемственность и
развитие лучших традиций русской реалистической школы живописи, связь с
такими выдающимися представителями как В.Суриков, И.Репин, В.Верещагин,
А.Дейнека…
В сознании художника живые эпизоды, встречи и события, свидетелем
которых он был, словно проецируются из настоящего в прошлое, из прошлого
в настоящее, превращаясь в масштабные, образно убедительные
художественные явления, в которых зримо прослеживаются связь времен и
связь поколений.
Член Президиума Российской академии
художеств,
главный редактор журнала «Третьяковская Галерея»
А. И. Рожин |