На Главную страницу     
 

О выставке произведений
Народного художника России
Василия Нестеренко «Сирийская земля»


 


“Письмо недругам России”
Холст, масло, 270 х 500 см, 2017 г.

 

Главная картина выставки – масштабное полотно «Письмо недругам России». Это произведение вбирает в себя творчески переосмысленные великие реалистические традиции отечественной исторической живописи. В памяти живо возникают прототипы и образы замечательных картин И.Е.Репина и Ю.М. Непринцева, между временем создания которых более полувека. Событие, которому посвящено полотно Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», происходило в XVII веке, а картина Непринцева «После боя», композиционно напоминающая мизансцену Репина, отсылает нас ко времени Великой Отечественной войны.

Эта связь с истоками подчеркнута Нестеренко в композиционной структуре картины, в тщательной, психологической, эмоциональной прорисовке характеров и настроения действующих лиц, наконец, в самой образной драматургии, концептуальной идее «Письма недругам России». Все жанровые составляющие содержательной ткани произведения написаны в соответствии с высокими законами классической, исторической живописи, вплоть до детального воспроизведения военной атрибутики и особенностей ландшафта.

Герои картины Василия Нестеренко – наши современники, солдаты и офицеры Российской армии, граждане России, сыны Отечества. Это люди верные присяге, патриоты, дети разных народов нашей многонациональной Родины. Яркость и многогранность портретных характеристик, выразительность поз и движений придают произведению особую образную достоверность и эмоциональную убедительность. Колористическая гамма, пластическая выразительность и свето-воздушная среда создают впечатление необыкновенного душевного подъема и веры в непреходящую силу и мужество ратников России.

В картине немало деталей, подчеркивающих преемственность с великими подвигами наших предков, так на поблескивающем металле ясно прочитывается надпись – «По Игилу», напоминающая о героических страницах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда на реактивных снарядах «Катюш», готовых к последнему, решающему бою с фашизмом, было начертано – «По Рейхстагу». Подобные штрихи являются важным дополнением, входящим в философский контекст сюжетной фабулы картины, посвященной нашим соотечественникам, с честью выполняющим свой патриотический и интернациональный долг в борьбе с международным терроризмом на древней земле Сирии.
 

   
         
“Сирийская земля”.
“Древняя Пальмира”

Холст, масло, 260 х 180 см, 2017 г.
  “Сирийская земля”.
“Возвращение к жизни”

Холст, масло, 270 х 190 см, 2017 г.
  “Сирийская земля”.
“Новая Пальмира”

Холст, масло, 260 х 180 см, 2017 г.


Исторические, батальные жанры от эпохи Возрождения и до наших дней по праву являются наиболее сложными в истории изобразительного искусства. В них органично воплощены высшие достижения портретной, пейзажной живописи и натюрморта.

Выставка новых произведений Народного художника России, академика Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко стала итогом творческой поездки мастера в Сирийскую Арабскую республику. Благодаря поддержке Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, руководства Группировки Российских войск в Сирии Василию Нестеренко удалось встретиться со многими российскими солдатами и офицерами, находившимися на переднем крае борьбы с терроризмом. Художнику была предоставлена редкая возможность проехать по Сирии. Помимо Джеблы и Латакии, расположенных неподалеку от российской авиабазы Хмеймим, он увидел расстрелянный американскими «томагавками» Шайрат, затерянный в пустыне Тиффор, некогда цветущий, а теперь полностью разрушенный Тадмор, и, наконец, оказался на исторической земле древней Пальмиры, в тот момент являвшейся самой «горячей точкой» Сирии.

В результате были созданы представленные здесь масштабные, сложнокомпозиционные картины – «Письмо недругам России», объединенные в триптих «Сирийская земля» полотна – «Древняя Пальмира», «Возвращение к жизни» и «Новая Пальмира». Наряду с ними экспонируются натурные акварели и рисунки, созданные непосредственно на «линии огня». Незаурядное творческое воображение, талант, опыт и мастерство позволили художнику блестяще воплотить личные переживания и впечатления, в основе которых конкретные, не придуманные ситуации и события, а также их участники и свидетели, запечатленные с документальной точностью и остротой Василием Нестеренко.

Главная доминанта выставки – это, безусловно, пятиметровое полотно «Письмо недругам России». Столь же крупным по художественному замыслу и значению является триптих, одним из названий которого могло бы быть – «Бедствия войны». Пафос этого произведения мастера, несмотря на всю событийную конкретность, ассоциативно шире того, что происходит в многострадальной Сирии. Старая и новая Пальмира, далекое прошлое и настоящее, оставленное человечеству бесценное наследие многовековой, тысячелетней культуры и то, во что были превращены нынешними вандалами артефакты древних цивилизаций. Невосполнимые потери, драматический рок, невинные жертвы кровопролитий не сломили дух сирийского народа, на помощь которому пришла Россия, вернувшая надежду на будущее. Именно в этом заключен духовный смысл центральной картины триптиха «Возвращение к жизни».

В этих произведениях, конечно, заметна прямая, непосредственная связь с большим натурным материалом, с такими работами как «Курс – на Пальмиру», «Война совсем рядом», «Всюду жизнь», «Сирийский Сталинград», «Наши в Тадморе». В представленных произведениях видна преемственность и развитие лучших традиций русской реалистической школы живописи, связь с такими выдающимися представителями как В.Суриков, И.Репин, В.Верещагин, А.Дейнека…

В сознании художника живые эпизоды, встречи и события, свидетелем которых он был, словно проецируются из настоящего в прошлое, из прошлого в настоящее, превращаясь в масштабные, образно убедительные художественные явления, в которых зримо прослеживаются связь времен и связь поколений.

Член Президиума Российской академии художеств,
главный редактор журнала «Третьяковская Галерея»
А. И. Рожин

 
Главная | Духовная живопись | Историческая живописьПортретНатюрмортПейзаж, ч. IПейзаж, ч. II  |  На дальних рубежах
English  |  Новости  |  Биография  |  Статьи  |  Печатные издания  |  Музеи и Выставки  |  Контакты

©